Организация практики кафедры теории и методики преподавания физического воспитания
Общее положение.
Методические рекомендации определяют организационную и учебно-методическую деятельность учебного заведения по организации и проведению профессиональной практики обучающихся на протяжении всего срока обучения, направленных на закрепление результатов теоретического обучения, приобретение практических навыков и компенсаций, а также на освоение инновационных технологий.
Интегрируя в своем содержании основные компоненты целостной структуры осваиваемой профессии, педагогическая практика образовательных организациях обеспечивает логическую завершенность профессиональной подготовки бакалавра. Профессиональная практика подразделяется на учебную, педагогическую, профессиональную и преддипломную.
Каждый вид профессиональной практики имеет цели, задачи и программу, исходя из которых, определяется соответствующая база профессиональной практики.
Вузы самостоятельно разрабатывают и утверждают Правила организации проведения профессиональной практики и правила определения организаций в качестве баз практики. Профессиональная практика обучающихся проводится согласно академическому календарю.
Обязанности руководителей практики и практикантов.
Большое значение в расширении знаний, формировании профессионально-педагогических умений и навыков у студентов в процессе педагогической практики имеет квалифицированное руководство их деятельностью со стороны руководителей практики и методистов.
Упущения в подготовке специалистов по физической культуре и спорт, начальной военной подготовке в значительной степени объясняются применением однообразных методов работы с практикантами.
Выбор методов руководства практикантами в школе диктуется задачами, содержанием практики, подготовленностью студентов, а также наличием у них навыков организаторской работы.
Центр карьеры.
С целью лучшей организации педагогической практики и своевременной подготовки к ней, а также для обеспечения более тесной связи практикантов с жизнью школы руководитель практики:
-заранее подбирает школы для проведения практики;
-составляет годовой план по организации и проведению педагогической практики на учебный год;
-подбирает методистов, определяет их по школам, а также распределяет студентов по бригадам и школам;
-готовит установочную и заключительную конференции;
-посещает школы, следит за ходом педагогической практики, устраняет недостатки; - составляет отчеты об итогах практики.
Методист практики.
Успешное проведение практики во многом зависит от эффективного руководства бригадой студентов со стороны методиста.
Методист практики:
- осуществляет непосредственное руководство каждым практикантом;
- совместно с руководством школы распределяет студентов по классам;
- утверждает планы-графики, поурочные планы, планы внеклассной спортивно-массовой работы и контролирует их выполнение;
-проводит консультации со студентами по составлению планов-конспектов, организует разбор уроков и внеклассных занятий;
-в зависимости от класса, пола, физического развития и физической подготовленности школьников рекомендует практикантам методы обучения, приемы ведения урока, а также приемы педагогического воздействия на учащихся;
-руководит работой по оформлению уголка практиканта, проведению соревнований, спортивных праздников, выпуску стенных газет, фотомонтажей и.т.д.
-проверяет отчеты студентов о работе за время практики;
-составляет письменный отчет об итогах практики, прикреплений к нему группы студентов;
-на заключительную конференцию организует отчетную выставку по педагогической практике.
Практикант.
За время практики студент-практикант выполняет работу учителя физической культуры, а также обязанности классного руководителя и отчитывается в конце педагогической практики об итогах проделанной работы по обучению и воспитанию учащихся перед руководством школы и кафедрой.
Учебно-воспитательная практика студентов на 3 курсе проводится с учащимися среднего школьного возраста. Каждый практикант обязан ежедневно работать в школе не менее 4 часов, в соответствии и индивидуальным планом. Для проведения воспитательной работы студент-практикант прикрепляется к классу и выполняет обязанности классного руководителя.
Первая неделя отводится на ознакомление студентов со школой, с классом и организацией учебно-воспитательной работы с учащимися.
За первую неделю практики студент обязан:
- посещать уроки всех учителей в прикрепленном классе;
- знакомится с внеклассной работой;
- составить документацию на весь период педагогической практики;
- индивидуальный план, необходимые данные об учащихся прикрепленного класса;
- план-график учебного процесса, поурочные планы, план воспитательной работы;
В последующей недели практики студенты работают согласно общему плану педагогической практики в школе.
За этот период практикант обязан:
-выполнять все требования, предъявляемые по профессионально-педагогической подготовке;
-проводить учебные занятия по физическому воспитанию с прикрепленным классом (ведущий);
-быть ведущим учителем в одном из классов среднего школьного возраста;
-в двух классах работать в подгруппах;
-проводить занятия в спортивной секции;
-подчиняться правилам внутреннего распорядка школы, распоряжениям администрации и руководителей практики;
-вести дневник, в котором записывать все наблюдения за учащимися, замечания учителей и методиста.
По окончании практики студент представляет следующую документацию: - дневник наблюдателей;
-индивидуальный план;
-план-график учебных занятий;
-поурочные планы;
-план-конспект урока;
-материалы по педагогическому анализу урока: педагогическое наблюдение, хронометраж, пульсометрия.
–план воспитательной работы;
-тезисы доклада одного из проведенных воспитательных мероприятий;
-психолого-педагогическую характеристику личности наблюдаемого ученика;
-текстовый отчет о практике.
Учебная работа.
Физическая культура и начальная военная подготовка является учебным предметом, предусмотренным учебным планом в классах общеобразовательной школы. Содержание предмета регламентируется государственной программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры и начальной военной подготовки.