кандидат психологических наук, доцент, профессор
Автобиография
Зарецкий Виктор Кириллович - кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры Индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, профессор кафедры педагогики и психологии педагогического факультета Западно-Казахстанского университета им. М.Утемисова, член Исполнительного комитета Международного общества культурно-исторических деятельностных исследований (ИСКАР), член редколлегии журнала «Консультативная психология и психотерапия».
Зарецкий Виктор Кириллович родился 27.01.1953 в г. Москве (СССР), с 1970 по 1975 учился на факультете психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. С 1971 по 1974 специализировался на кафедре возрастной психологии, выполняя курсовые работы под руководством П.Я.Гальперина и Н.Н.Нечаева. В 1975 г. окончил факультет по специальности «Психолог. Преподаватель психологии», защитив диплом на тему «Сравнительный анализ индивидуального и коллективного решения творческих задач» (под руководством ученика П.Я.Гальперина И.Н.Семенова). В дипломной работе был впервые установлен феномен интенсификации рефлексии перед инсайтом (внезапным обнаружением принципа решения творческой задачи) и феномен, названный «личностным зацикливанием», что свидетельствует о дезорганизации мышления (в последние годы в западной психологии стали популярны исследования «руминаций», рассматриваемых как нарушение мышления).
С 1975 по 1978 работал инженером Центра Управления Полетами, выполняя функции психологи-практика. Параллельно продолжал исследования мышления при решении творческих задач. Одним из практических результатов этих исследований стало создание В.Я.Ворошиловым телевизионной передачи «Что? Где? Когда?», которая до сих пор идет по первому каналу ТВ. Зарецкий В.К. выполнял функции психолога-консультанта по решению творческой проблемы (передача запатентована и не имеет аналогов).
С 1978 по 1985 работал младшим научным сотрудником отдела эргономики ВНИИ Технической эстетики Государственного комитета СССР по науке и технике, затем с 1985 по 1992 заведующим отделом эргономики того же института, сменив на этом посту известного советского и российского психолога В.П.Зинченко. За 14 лет работы в качестве ученого секретаря издания подготовил с коллективом из 113 авторов фундаментальное руководство стран-членов СЭВ «Эргономика: принципы и рекомендации» (издано в 1981 и во второй редакции в 1983 гг.), а также был заместителем руководителям Всесоюзной программы «Внедрение эргономики в народное хозяйство», разработчиками и участниками которой были специалисты 100 организации 35 министерств и ведомств СССР.
В 1984 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности «Общая психология» на тему «Динамика уровневой организации мышления при решении творческих задач». Монография по диссертации заняла первое место на Всесоюзном конкурсе молодых психологов в 1986 г. (не опубликована).
С 1992 по 2001 гг. работал заведующим сектором, ведущим научным сотрудником НИИ Высшего образования Комитета по высшему образованию РФ, а также по совместительству заведующим лабораторией НИИ педагогических инноваций РАО. Был членом авторского коллектива, победившего в конкурсе на лучшую программу развития общего образования России.
В 1989 г. начал участвовать в Организационно-деятельностных играх (ОДИ) сначала в качестве участника, затем организатора рефлексии и ведущего. Подверг критике ОДИ, что отражено в ряде публикаций и вместе с коллегами разработал альтернативный метод организации коллективного решения проблем на базе ОДИ, названный проектным (или рефлексивно-проектным) семинаром. Проектные семинары, направленные на коллективное решение проблем, проводятся в различных формах по настоящее время.
С 1996 по 2002 гг. вел в инициативном порядке авторский проект «Летняя школа для детей с особенностями развития и трудностями в обучении» в г. Нытве Пермского края (тогда Пермской области). В летней школе 1998 г. в ходе оказания помощи учащимся с трудностями обучения начал разрабатывать метод помощи, тогда же получивший название «рефлексивно-деятельностный подход к оказанию помощи учащихся в преодолении учебных трудностей, способствующей развитию» («РДП»). Проект «Летняя школа» реализуется и в настоящее время по запросам различных организаций из других регионов России.
С 1996 г. по настоящее время ведет практическую работу с детьми и взрослыми, имеющими трудности в обучении и нарушения в развитии. С 1998 г. эта работа осуществляется в форме оказания психолого-педагогической помощи в преодолении учебных трудностей средствами РДП.
В 2001 г. поступил на работу в Московский городской психолого-педагогический институт (МГППИ – ныне Московский государственный психолого-педагогический университет), в котором работает по настоящее время. В МГППИ (МГППУ) работал ведущим научным сотрудником, руководителем Центра профилактики асоциального поведения и сиротства, заведующим лабораторией непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью, параллельно ведя преподавательскую деятельность на факультете консультативной психологии (ныне консультативной и клинической психологии). С 2013 г. по настоящее время – профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии. Руководит курсовыми, дипломными, магистерскими и аспирантскими работами. Под его руководством и при консультативном участии защищены три кандидатские диссертации. Ведет ряд учебным курсов, в том числе авторские курсы «Введение в рефлексивно-деятельностный подход», «Практикум по коррекционно-развивающему обучению», «Рефлексивно-деятельностный подход к оказанию помощи в преодолении учебных трудностей», «Психолого-педагогическая помощь детям с трудностями в обучении» др. в бакалавриате, специалитете и в магистратуре на факультете консультативной и клинической психологии, клинической и специальной психологии, кафедре Культурно-исторической психологии (ЮНЕСКО).
В 2000-2003 гг. являлся консультантом программы «Помощь детям-сиротам России», в рамках которой при его консультативной поддержке были разработаны несколько десятков региональных проектов, направленных на решение проблемы сиротства (опыт работы отражен в коллективной монографии «Пути решения проблемы сиротства в России»).
С 2004 по настоящее время является научным руководителем проекта «Шахматы для общего развития», реализующегося в г. Сатке Челябинской области, направленного на введение шахмат в начальную школу. В рамках проекта разработана оригинальная технология преподавания шахмат в начальной школе. Обучение шахматам ведут специально подготовленные в рамках проекта школьные учителя. По материалам проекта подготовлены монографии, методические материалы и публикации в отечественных и зарубежных журналах. В 2018 г. «Система преподавания шахмат в г. Сатке» вошла в число победителей Всероссийского конкурса, организованного Федерацией шахмат России. В 2022 г. проект «Шахматы для общего развития в начальной школе» вошел в Топ-200 лучших социальных проектов России на конкурсе, организованном Агентством стратегических инициатив (АСИ). Интерес к проекту проявили ряд региональных руководителей, .по инициативе которых в 2022 г. прошли обучении более трехсот учителей Челябинской и Свердловской области.
С 2012 г. В.К.Зарецкий начал сотрудничать с Фондом «Дети.мск.ру», созданного в 1989 г. для оказания помощи в лечении детям-сиротам с инвалидностью, с тяжелыми соматическими заболеваниями, проходящими длительное лечение в Российской детской клинической больнице (РДКБ). Будучи научным консультантом Фонда, В.К.Зарецкий помог в организации системы обучения и дополнительного образования детей, опекаемых Фондом, в т.ч. организовал занятия шахматами по проекту «Шахматы для общего развития», консультировал учителей, психологов, воспитателей, руководителя Фонда по вопросам организации образования детей. Результаты работы отражены на сайте Фонда «Дети.мск.ру» и в ряде публикаций и презентаций на вебинарах.
В 2020 г. в связи с пандемией организовал в инициативном порядке вебинар «Учеба дома» в связи с массовым переходом на дистанционное обучение. С материалами 10 вебинаров проведенных с апреля по июнь 2020 г. можно ознакомиться на сайте Федерации психологов образования РФ (rospsy.ru).
С 1975 г. участвовал в методологических семинарах под руководством Э.Г.Юдина, а затем Н.Г.Алексеева. После кончины Н.Г.Алексеева (2003), его учениками была создана Академия попечителей, которая дважды в год проводит Чтения памяти Н.Г.Алексеева, продолжающие традицию методологических семинаров. Являясь членом Академии Попечителей В.К.Зарецкий регулярно участвует в Чтениях, выступая с докладами.
С 1993 по 2005 гг. обучался в Институте психодрамы Морено (Германия», получив диплом психодраматерапевта. Участвует в программах Института психодрамы и консультирования (директор В.В.Семенов) «Культурно-историческая социодрама», «Психодрама-онлайн» «Психодрама и проектирование».
С 2008 г. является членом Международного общества культурно-исторических деятельностных исследований (ИСКАР), а с 2014 г. членом Исполнительного комитета ИСКАР, объединяющего специалистов из более чем 60 стран. Принял участие в четырех конгрессах ИСКАР и в организации двух конгрессов (2017 г. Квебек, Канада, 2021 г.Натал, Бразилия).
Имеет более 300 опубликованных научных трудов, в т.ч. монографий по психологии творчества, эргономике, психологии развития. Теме «Рефлексивно-деятельностный подход к оказанию помощи в преодолении учебных трудностей» посвящены для спецвыпуска журнала «Консультативная психология и психотерапия» (2013, №2 и 2022, №4).
В журналах МГППУ (в свободном доступе на портале Psyjournals.ru) опубликовано 46 статей.