Автобиография
Кудрявцев Владимир Товиевич, 13.03.61, г. Москва), гражданин Российской Федерации. Доктор психологических наук (1998), профессор (2001). Профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственного психолого-педагогического университета, профессор Дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета.
Окончил отделение психологии и педагогики педагогического факультета Московского государственного педагогического института (1983) по специальности «педагогика и психология», аспирантуру Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР (1986).
1983, 1986-1988 – младший научный сотрудник НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.
1988 – 1991 - ученый секретарь НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.
1992 – 1998 – заведующий лабораторией социокультурных проблем детского развития Исследовательского центра семьи и детства РАО (бывш. НИИ дошкольного воспитания АПН СССР).
1995 – 2002, 2018 – по наст. время проф. Московского городского педагогического университета.
1998 – 2003 – директор Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО (бывш. НИИ дошкольного воспитания АПН СССР).
1998 – 2017 – заведующий лабораторией психолого-педагогических проблем развивающего образования, Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО (впоследствии - Институт психолого-педагогических проблем детства РАО, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО), главный научный сотрудник той же лаборатории.
2004 – 2005 – профессор Института психологии им. Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университета.
2005 – 2016 – заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.
2017 – по наст. время – профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственного психолого-педагогического университета.
2019-2020 по наст. время – приглашенный профессор кафедры психологии Евразийского национального университета (Нур-Султан, Казахстан).
2021 – по наст. время - ведущий научный сотрудник Института среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского Московского городского педагогического университета.
2022 – профессор дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета.
Научный консультант журнала «Обруч», член Совета Московского психологического общества, правления философского общества «Диалектика и культура», редакционных коллегий журналов «Культурно-историческая психология», «Психолого-педагогические исследования», «Дошкольное воспитание», «Современное дошкольное образование. Теория и практика», «Педагогический журнал Башкортостана», «Известия Южного федерального университета. Серия "Психология. Педагогика. Образование"», «Детский сад: теория и практика» и др., редакционных советов журналов «Детский сад от А до Я», «Педагогика вчера, сегодня, завтра», «Организационная психолингвистика».
Научные труды
Автор более 550 научных публикаций, в т.ч. книг:
«Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы» (М., 1991), «Методолого-теоретические основы системы дошкольного образования» (М., 1996), «Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход» (М., 1997), «Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка» (М., 1997), «Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития» (М,, 1997-2000), «Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода» (М., 1999), «Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению» (М., 1999), «Развивающая педагогика оздоровления» (2000), «Творческий потенциал дошкольника: природа и структура» (М., 2002), «Ослабленный ребенок: оздоровление и развитие» (2003), «Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров» (2003), «Личностный рост ребенка в дошкольном образовании» (М., 2005), «Тропинки: Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования» (М., 2007), «Психология раннего студенческого возраста» (2014), «Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» (М., 2016).
Ряд работ переведен на английский, норвежский, финский, японский, китайский, сербский и др. языки - в частности, статьи в американских журналах ‘Russian Education and Society’, ‘Journal of Russian and East European Psychology’, ‘International Journal of Early Years Edication’ и др.
Приглашался для чтения лекций и проведения исследований в ряд университетов Западной и Восточной Европы, Канады, Японии, Китая и СНГ.
Создатель концепции и программы развивающего дошкольного образования «Рекорд – Старт», методических материалов к ней (1996-1999), концепции культуросообразного образования (2002), концепции образования детей старшего дошкольного возраста (2006), проекта «Развивающая педагогика оздоровления» (1997-2000), банка диагностических методик для оценки творческого потенциала ребенка и др.
Руководитель и автор проектов развивающего дошкольного образования «Тропинки» и «ЕНОТИК».
Работал экспертом-консультантом международного телепроекта «Улица Сезам».
В 1990-e-2000-e гг. гг. под руководством В.В. Давыдова и В.Т. Кудрявцева на базе школы-лаборатории «Лосиный остров» № 368 г. Москвы была впервые выстроена многоступенчатая система развивающего образования - с дошкольного уровня до старших классов. В 2016 – 2020 г. - научный руководитель сети экспериментальных площадок Федерального института развития образования, по отработке вариативных моделей развивающего дошкольного образования.
Награды: Медаль имени В.В.Давыдова
Список научных трудов:
2018
- От совместного действия — к конструированию новых социальных общностей: Совместность. Творчество. Образование. Школа (Круглый стол методологического семинара под руководством В.В. Рубцова, Б.Д. Эльконина). Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 3. С. 5–30
- Творческий потенциал культуры и человеческое развитие (круглый стол методологического семинара под руководством В.В.Рубцова и Б.Д. Эльконина). Культурно-историческая психология (2018. Том 14. № 4 С. 41–51)
2019
- Принцип развивающей интриги. К 90-летию Н.Н. Поддьякова. Культурно-историческая психология (2019. Том 15. № 3 С. 133–134)
2020
- К 70-летию Б.Д. Эльконина. Посредник между «неклассическими» психологиями. Культурно-историческая психология (2020. Том 16. № 1 С. 132–133)
- Развитие воображения — тропинка в мир человеческой культуры. Психологическая наука и образование (2020. Том 25. № 5 С. 58–70)
- «Внутренняя весна» Елены Кравцовой: слово об ученом и друге. Культурно-историческая психология (2020. Том 16. № 3 С. 83–86)
- Вершины Вадима Петровского. Культурно-историческая психология (2020. Том 16. № 4 С. 109–110)
2021
- Вступительное слово // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 1. С. 4.
- Ф.Т. Михайлов: обращение как культурно-психологический феномен // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 1. С. 5–11.
- Предисловие, подготовка текста к публикации, комментарии. Выготский Л.С. Лекции по психологии развития // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 2. С. 5-22
- Mother’s Face of Developmental Psychology // Lurian Journal. 2021. Vol. 2, No. 3. P. 145–148.
- О предикторах негативной креативности у взрослых на примере курсантов // Психология и право. 2021. Том 11. № 4. С. 90–108.
2022
- К психологическому портрету жертв телефонного мошенничества // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 2022. № 1. С. 138-157
- Амплификация — источник и инструмент развития // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 1. С. 4–5.
Повышение квалификации
2023 г. 13 по 27 декабря «Повышение профессионального мастерства преподавателей высшей школы» «Педагогика и психология высшей школы»; социальная педагогика и психология; юридическая психология и практическая психология»80 часов;
2024 г. С 13 по 27 декабря «Повышение профессионального мастерства преподавателей высшей школы» «Методы преподавания педагогики высшей школы; Психолого-педагогическая организация в профессиональной деятельности; Новые подходы в преподавании, математико-статистические методы в психолого-педагогических исследованиях» 80 ч;
2024 г. С 27 мая по 7 июня «Привлечение преподавателей к реализации инклюзивного образования в вузе» 80 ч.
Дисциплины
Организация профессиональной деятельности психолога в общем образовании
Психолого-педагогическое взаимодействие субъектов образования
Математико-статистические методы в психолого-педагогических исследованиях
Теоретико-практические основы психотехник в современной психологии; Кросс-культурная психология; Акмеология профессионального роста личности; Социально-педагогический тренинг;
Новые подходы в преподавании и критериальном оценивании