Центр инклюзивного образования «Жан жылуы»

На 2019-2020 учебный год в нашем университете обучались 56 инвалидов и студентов с особыми образовательными потребностями. В сентябре были выявлены студенты с особыми образовательными потребностями. В октябре преподавателем кафедры ПИП А.Ж.Кенжегалиевой проведен тренинг на тему «Кафе дружбы», основной целью данного тренинга было  знакомство со студентами с особыми образовательными потребностями и развитие их сплоченности, адаптации их в образовательном пространстве Вуза. С 14 по 18 октября для преподавателей университета  состоялся областной семинар-тренинг на тему  «Теория и технология инклюзивного образования в ВУЗЕ». В первый день семинара-тренинга были заслушаны доклады на тему «Основные проблемы инклюзивного образования», доклад логопеда областной школы-интерната для детей с нарушением слуха и речи, доклад специалиста тифлопедагога областной специальной школы-интерната для детей с нарушением зрения. Преподавателями кафедры педагогики и психологии, дошкольного и начального образования были проанализированы темы: «Методика и технология сопровождения лиц с нарушениями слуха», «Методика и технология сопровождения лиц с нарушениями зрения»,  «Методика и технология сопровождения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата», «Пути реализации инклюзивного образования в вузе». По окончании семинара-тренинга всем участникам были вручены сертификаты.

С 1.11.2019 г. дефектолог Лодзи и Великого университета Казимира Польского государства, доктор социальных наук, доктор PhD по гуманитарным наукам, ассоциированный профессор Дорота Подгорска-Яхник провела лекции, обучающие семинары, мастер-классы для профессорско-преподавательского состава, магистрантов и студентов университета, проконсультировал магистрантов по диссертационным работам и поделился своим опытом.

27.11.2019 года в целях обсуждения вопросов и перспектив организации психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями и инклюзивным образованием, а также рассмотрения примеров и возможностей сотрудничества в области инклюзивного образования в школе и в его социальной среде на основе опыта польской страны, в г. Уральске проведен областной семинар на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с особыми образовательными потребностями». Приглашенный в ЗКГУ им. Утемисова профессор университета Лодзи и Великого Казимирского университета г. Быдгощ, ассоциированный профессор Дорота Подгорска-Яхник провела открытую лекцию на тему «Все для инклюзии: основы сотрудничества в инклюзивном образовании». В данных мероприятиях участвовали  приглашеные деканы факультетов, заведующие кафедрами, профессорско-преподавательский состав, магистранты и студенты университета, административно-управленческий персонал управления образования Западно-Казахстанской области, представители психолого-медико-педагогической комиссии г. Уральска, учителя школ.

С 19 по 21 ноября 2019 года преподаватели ЗКГУ им.М. Утемисова приняли участие в международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования» в рамках выездного заседания учебно-методического объединения в области образования «Педагогические науки» высшего и послевузовского Румс МОН РК при КазНПУ им.Абая. На конференции с докладами выступили Р. А. Сулейменова, З. А. Мовкебаева, А. Р. Рымханова, ученые-исследователи из России, США, Сербии, обсуждались проблемы инклюзивного образования.

По программе «Инклюзивное образование», разработанной преподавателями Казахского национального университета имени Абая, ЗКГУ им.М. Утемисова, освещены актуальные проблемы современного общества, в целях разъяснения студентам об инклюзивном образовании были даны следующие рекомендации:

В целях формирования у студентов целостного представления об инклюзивном образовании рекомендуется:

  1. В тему 3 включить ознакомление с основными положениями Закона Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность классов коррекционно-развивающего обучения (КРО).
  2. В тему 7 рекомендуется включить описание категории детей с ЗПР (задержкой психического развития) биологического, экономико-социального и психологического генеза, и соответствующих тем в семинарские занятия, СРСП, СРС и перечень курсовых работ.
  3. Предлагаем включить следующую тему «Особенности технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях обновленного содержания образования».
  4. По теме 10 добавить описание особенностей применения критериального оценивания учебных достижений обучающихся с ООП.

          С 10 по 14 февраля 2020 года преподаватели нашего университета Жидкова Ю.М., Кенжегалиева А.Ж прошли курсы повышения квалификации в объеме 40 часов на тему «Организация учебно-воспитательной работы со студентами с особыми образовательными потребностями» в рамках базы КазНПУ им.Абая.

В связи с мировой пандемией в марте проведена разъяснительная беседа со студентами с ООП.

Сайт университета адаптирован и обновлен к особенностям лиц с нарушением зрения. Научная библиотека пополнилась книгами по направлениям философии, педагогики, психологии, энциклопедии, художественной литературы, написанной шрифтом Брайля.

В рамках программы «Безбарьерная зона» приобретены материалы (пандусы, тактильные плитки, указательные таблички со шрифтом Брайля). В университете на всех специальностях введена дисциплина «Инклюзивное образование». В образовательных программах специальностей ДОВ, ПиМНО, ПИП преподается дисциплина «Основы дефектологии», ПИП-«Логопедия», СПС – «Специальная психология».

 


Печать